Огни Москвы: как за 70 лет изменилась архитектура света

В  Москве на прошлой неделе открылся фестиваль «Световая архитектура». До 27 марта для специалистов и горожан в столице пройдет ряд мероприятий, объединенных общей темой освещения городской архитектуры. Историю того, как менялось освещение зданий в Москве, редакция «РБК-Недвижимости» проследила вместе с ведущими архитекторами и дизайнерами, собравшимися на конференции в рамках фестиваля.

 

1940–1980 годы

Подсветка объектов архитектуры в Москве появилась в 1947 году. Тогда в канун майских праздников у стен Московского Кремля была смонтирована установка для контурной подсветки, а сами стены украшены гирляндами. Десять лет Кремль оставался единственным памятником архитектуры в Москве, который подсвечивался по ночам.

Как менялась подсветка Кремля

 

 

 

 

В 1957 году к Всемирному фестивалю молодежи и студентов власти города установили системы фасадного освещения на стенах семи сталинских высоток, а также изменили подсветку Кремля: световой контур дополнился заливающим светом прожекторов, который использовали до середины 1990-х годов.

Более широко архитектурную подсветку в городе начали внедрять к летней Олимпиаде 1980 года и Универсиаде 1985 года.

Гостиница «Россия» около Кремля первой в Москве получила структурное освещение фасадов, встроенное в архитектурные конструкции.

 

1990–2000 годы

К концу 2000-х, по данным Моссовета, в Москве использовалось 500 осветительных объектов, а в период с 2011 по 2014 год было введено в эксплуатацию уже более 800 систем архитектурного освещения. В 2013 году появилась комплексная автоматизированная система управления, которая задает режимы и позволяет их контролировать.

Долгое время освещение московских улиц и парков в темное время суток с помощью уличных фонарей развивалось отдельно от архитектурных систем подсветки исторических памятников, соборов и зданий. Только в 1993 году появился первый комплексный проект светоцветового плана Москвы, который приурочили к подготовке празднования 850-летия города.

 

 

Главный художник Москвы в 2000–2013 годах Игорь Воскресенский:

 

– Праздничное оформление давно стало влиять на облик города. В 1980 году появились светодинамические панно, новые светящиеся номера домов. К концу десятилетия сделали первую пешеходную улицу – Старый Арбат, украсив ее декоративными фонарями. В 2000-х на фоне светового хаоса стали внедряться по 50–70 проектов в год. В то же время рекламные конструкции большого размера подошли вплотную к Кремлю и стали светиться с большой силой, перебивая сигналы светофоров. Только в 2010-е началась масштабная борьба с засильем рекламы.

2010–2015 годы. Эра светодиодов

Существенные изменения в ночном облике столицы произошли с появлением светодиодных систем освещения с переменным цветом. Они могут излучать белый свет и цветной (зеленый, красный, синий – в пределах всего видимого спектра).

 

Заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды Московского архитектурного института Андрей Ефимов:

 

– В Москве больше освещения, чем в Париже или Лондоне, но качество намного ниже. Упор сделан на отдельные здания, а не на архитектурную среду в целом. К сожалению, архитекторы не всегда думают об этой проблеме. Даже при разработке проектов зданий они оценивают лишь его дневное освещение сверху, в то время как ночная подсветка полностью меняет архитектурные черты сооружений.

В материале использованы фотоматериалы из книги «Световой дизайн города» Н. И. Щепеткова

Антон Елистратов


Возврат к списку