Мнение: Что ждет генподрядные компании в условиях дешевого рубля

Как показывает опыт прошлых кризисов, в условиях экономического обвала страдают почти все сферы бизнеса. Рынок генподрядных услуг оказался в особо затруднительном положении, поскольку он держится на исполнении инвесторских замыслов, целиком завязан на внешний запрос. Плюс ко всему генподрядчики – это компании с длительным производственным циклом – от 1 до 3 лет, между тем сегодня прогноз даже на краткосрочный период весьма затруднителен. Не секрет, что инвесторы напуганы, они не имеют доступа к деньгам из-за предельно высоких процентных ставок по кредитам. Они не могут финансировать свои объекты – не решаются анонсировать новые, и замораживают уже запущенные.

Отмечу, что если у крупных международных генподрядных компаний все-таки есть возможность, пусть и с потерями, но временно уйти с российского рынка, то у локальных генподрядчиков остается не так много возможностей для выживания. Однако, из любых экономических пике можно найти адекватный выход.

Отечественные инвестроекты: анализ возможностей

Для начала следует дать общие характеристики текущих процессов и разделить их по отраслям. Безусловно, сейчас мы наблюдаем схлопывание объемов рынка и связанное с ним сокращение проектов, находящихся в нулевой фазе строительства. Помимо запредельно высоких процентных ставок по кредитам это связано и с общим с насыщением рынка, особенно в столичных регионах. В большей степени это коснулось офисной недвижимости – из-за необходимости снижения арендных ставок и повального ухода арендаторов в 2016-2017 годах неизбежна просадка в строительстве новых проектов. Из числа анонсированных бизнес-центров до финиша в ближайшие годы смогут дойти только около 35-40%. Под вопросом, в частности, большинство дорогостоящих проектов класса А.

Похожая ситуация наблюдается в проектах ТРЦ – тем же камнем преткновения стали арендные ставки. Однако в целом, с торговыми площадями ситуация будет несколько лучше, нежели с офисами. Так, из 4 млн кв. м, анонсированных к вводу на территории России в 2015 году до финиша могут дойти около 60-65% от заявленного. Прирост же будет обеспечен в основном за счет сетевых ритейлеров, а большая часть объектов будет сосредоточена в региональных городах. Ритейлеры будут строить, поскольку в отличие от инвесторов ТРЦ, у них есть собственные ресурсы финансирования, за счет основной деятельности.

В неоднозначном положении оказалась реализация промышленных инвестроектов. С одной стороны, недоступность фондирования по адекватной стоимости стала универсальной проблемой, лежащей вне отрасли и касается почти всех производств. С другой – есть направления промышленности, которых кризис коснулся в меньшей степени или даже поспособствовал их развитию. Это экспортоориентированные, такие как оборонный комплекс, горнодобывающая промышленность, частично лес и лесопереработка, производство минеральных удобрений. Также имеют шансы производители, связанные с импортозамещением. Но многие из них пока только готовят инвестпроекты и находятся в ожидании стабилизации кредитных ставок. Когда это произойдет, пока сказать сложно.

Для гостиничной отрасли 2015 год будет глухим, но в дальнейшем мы увидим постепенное возрождение рынка туриндустрии. Произойдет это потому, что из-за девальвации существенно вырастет интерес иностранных туристов к России. Более того, поскольку заграничные поездки для многих россиян стали менее доступными, можно ожидать развития внутреннего туризма. Тот и другой факторы, так или иначе, потребуют в будущем строительства объектов гостиничной инфраструктуры хотя бы среднего уровня по всей России.

В целом в ближайшие годы наиболее активны будут те компании, которые могут использовать спред, возникший между дешевым рублем и дорогой валютой. Инвесторов в России привлекает дешевая рабочая сила, земля, энергоносители – то, что на западе имеет высокую добавочную стоимость.

Новые рынки – новый вектор развития 

Несмотря на то, что многие отрасли все же имеют перспективы на ближайшие пару-тройку лет, локальному генподрядчику я бы не рекомендовал выжидать и ограничиваться работой только в своем регионе. Особенно это касается рынков Северо-Запада и Москвы. В условиях перенасыщения тендер на строительство любого инвестпроекта обернется «толкучкой» генподрядчиков и потому компании рискуют столкнуться с банальной ценовой конкуренцией.

Потому я считаю, что наиболее эффективным путем будет активный выход на новые рынки. Это работа  в отдаленных регионах России, таких как Сибирь и Дальний Восток, а также выход на рынки стран СНГ и Азии.

Реализация проектов на Дальнем Востоке и в Сибири в настоящее время привлекает китайских и японских инвесторов. Кстати, для сотрудничества с первыми сегодня есть прямая политическая воля и поддержка. Китайцы занимают самую активную позицию, готовы вливать большие объемы инвестиций в предприятия металлургии, горной и автомобильной промышленности. Правда, российским бизнесменам, начинающим работу с инвесторами Понебесной важно знать, что это совершенно иная философия и психология ведения бизнеса, разительно отличающаяся от работы с европейцами.

Ту же активность на российском рынке проявляют корейские инвесторы, которые помимо горнопрома и автопрома готовятся к реализации крупных коммерческих проектов. Пример их активности – заявленный проект отеля Lotte, который планируют построить  в Петербурге, рядом со знаменитым «Англетером». Что немаловажно, в планах корейской Lotte Group на ближайшие три года вложение в Россию инвестиций, сумма которых может превысить 1 млрд долларов. Это сообщение свидетельствует об интересе корейских партнеров к российскому рынку.

Немаловажную роль для наиболее дальновидных генподрядчиков будут играть рынки стран СНГ, в частности – Казахстана. Сегодня на территории Республики идет активное строительство проектов абсолютно разного масштаба и направленности. Что важно для российских крупных генподрядчиков, спрос на их услуги будет превышать предложение.

А что если?..

Безусловно, выход на новые, особенно зарубежные рынки – это своего рода челлендж, поскольку отношения здесь придется выстраивать с нуля в совершенно иной бизнес-среде, отличной от Москвы или Санкт-Петербурга. Понятно, что этот процесс не произойдет одномоментно и к этому нужно быть готовыми.

Удаленные территории России – это тоже вызов. Еще год тому назад организовать работу на Дальнем Востоке или в Сибири было крайне проблематично: на переезд из столицы соглашались единицы, а найти субподрядчиков на месте становилось задачей почти невозможной. Но как показывает практика, в этих сферах генподрядным компаниям кризис играет на руку. Массовые сокращения в строительстве привели к тому, что на рынок труда поступили специалисты высокого уровня. Таким образом, вполне логично применить негативные перемены рынка к собственному бизнесу, превратив их в свое преимущество. Сегодня люди значительно легче готовы менять удобный стереотип работы рядом с домом на более актуальную в современных условиях готовность к перемене дислокации.

Несмотря на кризис, генподрядным компаниям всегда есть куда идти, и всегда есть возможность найти достойное поле деятельности. При этом главным и необходимым условием для развития является высокий уровень мобильности, как на территории России, так и за ее пределами.

Президент компании STEP Дмитрий Кунис, специально для «РБК-Недвижимости»

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Эксперты/Мнения», может не совпадать с мнением редакции


Возврат к списку