«Кнауф» создает СП по производству модульных домов в России

Тема генезиса экономического спада в России и связанных с ним последствий – падения производства, волатильности национальной валюты, секвестирования бюджетов и т.п., достаточно широко раскрыта в периодической печати, на различных форумах и  отдельных  высказываниях экспертов.

Между тем, куда менее освещен вопрос о том, как себя «чувствуют» в сложившейся ситуации иностранные компании, работающие на российском рынке и инвестировавшие в нашу экономику значительные средства. От ответа на этот вопрос в немалой степени зависит не только проблема дальнейшего оттока  инвестиций из Российской Федерации (по прогнозам Минэкономразвития РФ и Центрального банка его объем в 2015 году составит до $130 млрд).

Тема эта выходит за рамки одного исследования. Поэтому, с методологической точки зрения целесообразно ограничить ее  рамками исследования одной страны, но являющейся одним из флагманов иностранного бизнеса в Российской Федерации - Германией.

Согласно данным Федеральной налоговой службы и Государственной регистрационной палаты, в России в настоящее время зарегистрировано 6 тыс. компаний с немецким капиталом. Из этого числа чуть больше половины (3026) находятся в Москве, 763 – в Санкт-Петербурге, 2211 – в других российских регионах.

Из 6 тыс. компаний почти 90% - российские юридические лица, остальные – филиалы и представительства.

Как констатировал на одном из заседаний Российско-Германской внешнеторговой (ВТП) палаты ее президент Райнер Зеле, «несмотря на сильно изменившиеся рыночные условия, немецкие компании сохраняют позиции на российском рынке».

Статистика подтверждает этот тезис: по сравнению с прошлым годом  число немецких предприятий на российском рынке уменьшилось незначительно - примерно на 3%, что находится в пределах допустимых колебаний даже при благоприятных экономических условиях. А ведь, немецкие, как и все прочие компании, в условиях нарастающих кризисных явлений в экономике России столкнулись с целым рядом серьезных негативных факторов.

Стержневой проблемой, на которую буквально нанизаны все остальные, начиная с импортозамещения, является проблема санкций.

В конце минувшего года Российско-Германская ВТП провела среди немецких компаний, которые представлены в России или работают с российскими партнерами, репрезентативный опрос о влиянии экономических санкций на их деятельность.

Тот факт, что санкции Запада и контрсанкции, введенные Россией, в той или иной степени затронули бизнес этих компаний,  подтвердили около 60% респондентов.

Как отмечает председатель правления Российско-Германской  внешнеторговой палаты Михаэль Хармс, особенно сильно страдают немецкие инновационные производители оборудования и машиностроители.

Что касается Российско-Германской ВТП, то ее позиция опирается на мнение 80% опрошенных участников рынка, считающих объявленные экономические санкции неэффективными и непригодными для достижения политических целей.

Четкую позицию немецкого бизнеса выразил президент Российско-Германской ВТП Райнер Зеле: «Мы призываем обе стороны остановить санкционную спираль. Принятые ограничительные меры уже оказали влияние на экономику России и Европы. Продолжение политики quid pro quo (в данном случае – «око за око») приведет к тому, что проиграют все стороны».

Внешнеторговая палата выступила с интересной и актуальной инициативой - принять Пакт стабильности для Украины и создать Деловой консультативный совет. Но это дело не одного дня.

Между тем, немецкие компании, работающие на российском рынке, уже сейчас изыскивают возможности для смягчения условий, в которые их поставили геополитические обстоятельства и политическая конфронтация сторон. В качестве одной из таких действенных  антикризисных мер  предлагается локализация производства (во время репрезентативного опроса за это высказалось 12% компаний).

По инициативе палаты недавно состоялось обсуждение темы «Локализация производства и поиск поставщиков в России.

Цель иностранных предприятий, которые локализуют в одном из российских регионов собственное производство: территориальная близость к клиенту и возможности поиска надежных поставщиков. Однако очевидны и трудности: нехватка квалифицированных кадров, зачастую неудовлетворительное качество компонентов локального производства, нестабильность экономической ситуации и  национальной валюты.

Самой сложной задачей для иностранных инвесторов, как они считают, является выстраивание отлаженной и достаточно  надежной цепочки локальных поставщиков.

Директор по закупкам «Фольксваген Групп Рус» Франк Хазе считает, что перед компанией стоит настоящая  проблема поиска поставщиков, качество продукции которых соответствовало бы требованиям немецкого автопроизводителя. Принимая в расчет динамику курса рубля, отметил Франк Хазе, предприятие заинтересовано в усилении независимости от иностранной валюты и закупках в рублях.

Для такой компании, как немецкое семейное предприятие «Кнауф», проблема локализации производства в России давно решена. Придя на российский рынок в начале 90-х годов прошлого столетия, «Кнауф» заслуженно завоевал место лидера в такой важнейшей отрасли строительной индустрии России, как производство строительных и отделочных материалов на основе гипса.

Знаменитые гипсокартонные «Кнауф»-листы, гипсоволокнистые листы, сухие строительные смеси на основе гипса и цемента, грунтовки, шпаклевки и другие готовые к применению составы – продукция предприятий международной группы «Кнауф» широко востребована строительной промышленностью России, неизменно получает высокую оценку клиентов благодаря  стандарту качества и инновационным решениям.

Естественно, для компании, имеющей в различных регионах России 14 предприятий, экономический кризис стал серьезным испытанием. Однако, как рассказал управляющий группы «Кнауф СНГ» Янис Краулис, к этому этапу в своей российской «биографии», компания подошла достаточно подготовленной. По его словам, на протяжении нескольких последних лет, с целью  улучшения обслуживания клиентов, проходил процесс ее трансформации, который охватил такие сферы, как сбыт и маркетинг, производство, логистику. Задача сегодняшнего дня – максимальная экономия, повышение эффективности работы, оптимизация расходов.

Хотя в прошлом году, несмотря на кризисные явления, оборот компании в национальной валюте по сравнению с 2013-м годом не уменьшился, в нынешнем году, как прогнозирует управляющий, ожидается некоторое снижение производства и сбыта продукции.

В определенной степени это связано с тем, что технологические процессы на предприятиях «Кнауф» изначально предполагали использование ряда компонентов производимой продукции, которые поставлялись из-за границы. Теперь в условиях падения курса рубля возникла проблема срочного решения вопроса импортозамещения.

Как говорит Янис Краулис, необходимые компании для импортозамещения материалы пока еще не производятся в России в достаточном объеме и нужном качестве – это строительная химия, мешки для упаковки, поставлявшиеся из Европы. Однако безвыходных ситуаций не бывает. По словам управляющего группы «Кнауф СНГ», идет активная работа с  партнерами в регионах – университетами, бизнес-структурами. Компания информирует их о своих нуждах, нацеливает на производство качественной импортозамещающей продукции.

То же можно сказать и о других немецких компаниях, которые, как и «Кнауф», исходя из долгосрочной перспективы,  высоко оценивают потенциал российского рынка.

Однако опыт «Кнауф» заслуживает особого  внимания одной  новацией, которая стала первой в условиях непростой экономической ситуации в России 2015-го года и была озвучена на состоявшемся  в Москве в феврале 2015 года Российском инвестиционно-строительном форуме.

Речь идет о создании нового производства, а конкретно совместного предприятия по производству сборных модульных домов с группой «Свеза»  (в нее входят 6 комбинатов) – лидером российского рынка по выпуску высококачественной фанеры из березы.

Особое значение совместного проекта немецкой и российской компаний состоит и в том, что он начинает свое существование в период, когда строительная промышленность России переживает нелегкие времена сокращения производства. А «Кнауф» и «Свеза» выступают пионерами российского рынка в новом деле модульного производства малоэтажного жилья.

Производство элементов для блоков будет осуществляться на крупных производственных предприятиях, что потребует для их создания инвестиций предположительно в размере 35 млн. евро. А сборка модульных домов на предприятиях-спутниках обойдется около €7 млн.

Расчеты показывают, что эти инвестиции окупятся, а спрос на модульные дома будет расти.

Для компании «Кнауф» это первый подобный опыт за все ее годы работы в России, и, по словам ее управляющего, компания намерена распространить его и на другие страны.

Таким образом, анализ ситуации с немецкими компаниями  на российском рынке в условиях нынешнего экономического спада и санкций показывает, что привлеченные благоприятными условиями для бизнеса в стране, они намерены и впредь продолжать свою деятельность. А некоторые, как, например, «Кнауф», даже расширяют производство, сознавая, что непростое время требует  нестандартных решений.

Ирина Берман, специально для «РБК-Недвижимости»

На правах рекламы


Возврат к списку