Главный детский магазин страны открылся после реконструкции

Главный детский магазин страны, «Центральный детский магазин на Лубянке», открылся во вторник после семилетней реконструкции. Реконструкция исторического здания, построенного почти 60 лет назад по проекту архитектора Алексея Душкина потребовала около 8 млрд руб. инвестиций со стороны девелоперской компании «Галс-Девелопмент».

Мэр Москвы Сергей Собянин в главном атриуме ЦДМ запустил ход самых больших механических часов в мире (около 5 тонн), ход которых ознаменовал открытие магазина. С сегодняшнего вечера самый большой в Европе детский магазин (73 тыс. кв. м.) будет открыт для посетителей. Также сегодня открылся выход со станции метро "Лубянка" по которому можно сразу попасть в магазин.

«Мы с нетерпением ждали этого дня, чтобы распахнуть двери нашего «храма детства. Центральный Детский Магазин – это единственный в своем роде комплекс семейного досуга, в котором торговые точки занимают менее 70% площади, а все остальные пространства отданы под образовательные и развлекательные функции, где дети с родителями смогут с удовольствием вместе проводить время», – ранее заявил президент компании «Галс-Девелопмент» Сергей Калинин.

На семи этажах здания ЦДМ открылось более 100 магазинов с детскими товарами, одеждой, игрушками и товарами для творчества

На первом этаже ЦДМ открылся самый большой в мире универмаг игрушек Hamleys площадь 6 750 кв.м. В нем впервые реализована концепция «Мир Hamleys» – это пространство, которое является и парком развлечений, и магазином с широким ассортиментом.

На пятом этаже открылся детский город профессий «КидБург», где впервые воссоздана модель взрослого мира в миниатюре. Дети могут в игровых формах узнать, какие бывают профессии и выбрать любимое дело.

На самом верхнем, седьмом этаже первых посетителей принял «Музей Детства» с уникальными игрушками и товарами, которые продавались в легендарном магазине в 60-х – 90-х годах прошлого века. Здесь можно познакомиться с историй игрушек в России и посмотреть трехмерное световое шоу про историю легендарного магазина.

«Музей Детства»

Девелопером проекта является компания «Галс-Девелопмент». Генеральный проектировщик  –  «Моспроект-2» им. М.В. Посохина, мастерская №14. Генеральный подрядчик проекта – АО «Объединение «ИНГЕОКОМ».

История Центрального Детского магазина на Лубянке в Москве

Исторический квартал. До начала 1950-х гг. на месте Центрального Детского магазина на Лубянке существовал целый торговый квартал. Это были здания разной этажности XVIII-XIX вв., в числе которых доходный дом с магазином купца Привалова в стиле модерн и пассаж, проходивший сквозь квартал. Вся эта сеть торговых лавок, модных ателье и жилых застроек выходила на Пушечную улицу (в то время - Софийскую), Рождественку и Лубянскую площадь, рассказывает "РБК-Недвижимости" генеральный секретарь DOCOMOMO-Россия Николай Васильев.

Исторический вид на Лубянский пассаж 

"Чтобы представить, на что это было похоже, нужно вспомнить современный участок между улицами Неглинная, Петровка и Кузнецким мостом - от Петровского пассажа до площади ЦУМа", - добавляет он.

По оценке кандидата исторических наук, экскурсовода Николая Малинина, разрушение дореволюционной застройки с общеисторической точки зрения - это минус. Но к концу сталинского периода сформировалась огромная площадь, центром которой стал памятник Феликсу Дзержинскому. Площадь окружали массивные постройки. Например, было перестроено и увеличено в размерах бывшее здание страхового общества "Россия", в котором расположились органы госбезопасности (сейчас входит в комплекс зданий ФСБ). "Так что с эстетической точки зрения, характерной для того советского периода, площадь требовала масштабного здания и на месте торгового квартала", - говорит москвовед.

Борьба вокруг госзаказа. Весной 1953г. нарком пищевой промышленности Анастас Микоян поручил архитектору Алексею Душкину, на тот момент главному архитектору Метрогипротранса, разработать проект по реконструкции комплекса Лубянского пассажа. Оказалось, что ввиду сложности рельефа квартала и гидрогеологии реконструкция невозможна, поэтому в новую стройку пришлось включить весь квартал, продолжает Николай Васильев.

"Есть свидетельство его жены, в котором указывается, что проектом строительства магазина детских товаров Душкин перешел дорогу крупным московским архитекторам. Они стали писать кляузы, в том числе именитый Иван Жолтовский и главный архитектор столицы Александр Власов. Проект долго не могли согласовать. Но так как это был государственный заказ, от которого нельзя отказаться, строительство утвердили", - поясняет собеседник "РБК-Недвижимости".

 

Здание было спроектировано и построено за два года, потом еще два года шла отделка и установка оборудования. Центральный Детский мир стал самым крупным универмагом Европы. На открытии министры и Никита Хрущев хвалили архитектора и его постройку, однако спустя несколько месяцев здание начали критиковать, напоминает о событиях прошлых лет эксперт.

Как формировался архитектурный стиль здания. "Строительство магазина началось в позднее сталинское время и было закончено в хрущевский период. Здание сочетает сталинский гигантизм и увлечение классикой - присутствует ордерная форма, арки, внутри здания также реализована классическая ордерная система. С другой стороны, появилась упрощенность, характерная для архитектуры времен Хрущева. Легкость создается за счет больших застекленных арочных пролетов", - рассказывает Николай Малинин.

С ним согласен Николай Васильев. "Несмотря на то что концепция проекта была придумана еще в поздний сталинский период, по своему духу это здание хрущевской "оттепели", в котором не было спецотделов, как в ГУМе на Красной площади Москвы, что само по себе очень важно. Это одно из самых скромных советских зданий в контексте застройки парадного проезда от Кремля мимо Лубянки и дальше. Более того, архитектор выбрал строгий вариант из числа эскизов. Например, в первых были маленькие обелиски, рельефные фасады, галереи, статуи", - говорит он.

Архитектурные особенности. Кстати, Алексей Душкин использовал свой опыт строительства станций метро и вокзалов, отмечает генеральный секретарь DOCOMOMO-Россия, что проявилось в прокладке подземного перехода между станцией метро "Лубянка" (ранее "Дзержинская") и цокольным этажом магазина. Также это заметно в конструкции и декоре главного торгового зала (так тогда назывался атриум магазина). Например, там две обходные галереи и крупные люстры. "В одном из своих последних интервью архитектор говорит о важности искусственного освещения через потолок, освещенность колонн, люстр и т. д. Это действительно похоже на метро, в котором нет окон", - сравнивает Николай Васильев.

Мир детства. В галереях располагались небольшие отделы разных товаров с достаточно узкими проходами, а центральная часть стала кульминацией. Там была прекрасная карусель, интересное оформление. Из всех интерьеров магазина атриум отличался богатой отделкой. Для его творческого кредо было очень важно сделать праздничную атмосферу, дать ощущение пространства, что являлось главным для "Детского мира", говорит Николай Васильев.

"Что выделяло этот универмаг среди других крупных магазинов - это обращение к теме детства во внутреннем декоре. В атриуме шел фриз (декоративная горизонтальная композиция. - Прим. ред.) с изображениями белочек, зайчиков, уточек - это уникальное решение для советской архитектуры", - обращает внимание Николай Малинин.

За что критиковали здание современники Душкина. Тем не менее архитекторы того времени критиковали Алексея Душкина за атриум, так как он находился на два этажа ниже высоты здания по периметру. Всего в здании было семь этажей, включая цокольный и технический. Из-за этого получался дворовый фасад, никак не используемый. Кроме того, в проекте у атриума стеклянный потолок, который трудно было очищать от снега. "Я не видел детальных чертежей с водостоками, но это действительно могло стать инженерной проблемой. Но ради справедливости, во-первых, надо учесть срок проектирования и строительства - два года, а во-вторых, делать хорошие водостоки и плоские кровли мы научились только к 1960-м гг. Например, все конструктивистские здания текли, у них переделывали крыши. Это не конкретная душкинская проблема - это стечение обстоятельств", - защищает архитектора Николай Васильев.

Критике подвергся не только атриум, но и соотношение торговых площадей к основному пространству. Возможно, здесь получился определенный дисбаланс, так как Душкин не был крупным специалистом в плане общественной торговли, это не его профиль как архитектора. "Но в крупном магазине не могут быть только торговые площади: не станет же машина разгружать товар непосредственно в зале! Да, здание не на сто процентов рационально, но здесь вопрос - какие критерии нам важны? Например, сейчас все чаще в торговые центры люди ходят "тусоваться", а не за покупками", - продолжает эксперт.

Очереди за детскими товарами в советское время  Так выглядел «Детский мир» до закрытия на реконструкцию

Была критика конструктивной стороны проекта и использования материалов - плохих для внутренних стен и дорогих для отделки. Раньше из окна последнего этажа можно было увидеть внутренний двор со стеклянной крышей атриума и удостовериться, что использовался силикатный кирпич плохого качества, его кладка также оставляла желать лучшего. Но это вопрос не к архитектору, а к строителям, замечает собеседник портала.

Что касается дорогих материалов, то сам Алексей Душкин в одном из последних интервью говорил: "При существующей тенденции упрощения конструкций особое значение приобретает выбор материала. Следует применять качественные, прочные, долговечные мрамор и гранит, базальт. А недорогой металл надоедает, его следует использовать как дополнение к основным приемам облицовки". Хотя данное высказывание относится к метро, но в выборе материалов это была его принципиальная позиция, заключает после цитирования Николай Васильев.

Что касается конструктива, то его можно назвать уникальным, так как автор решал сложную техническую задачу при строительстве здания четырехугольной неправильной формы, заключает Николай Малинин.

Сергей Велесевич Исторические фото  и видео из архива компании "Галс-Девелопмент"


Возврат к списку